Минздрав вводит облегчения для перенесших пересадку почки

Назван напиток, который вредит печени сильнее водки

Мелания Трамп перенесла операцию на почках

Ремень безопасности снижает риск повреждения печени при аварии

Ученые нашли гормон сладкоежки в печени человека

Ученые нашли гормон сладкоежки в печени человека

Гормон аппетита FGF21, выделяемый клетками печени, оказался связан с неудержимым влечением к сладкой пище — носители его мутантных версий фактически гарантированно становятся сладкоежками, выяснили ученые, опубликовавшие статью в журнале Cell Metabolism.

"Как человек решает, что ему есть и как много? Похоже, что чувство сытости является продуктом работы сразу нескольких цепочек нейронов, управляющих потреблением разных типов нутриентов. Наше открытие и это исследование заставили меня совершенно по-другому взглянуть на то, как работает метаболизм", — заявил Мэттью Гиллум (Matthew Gillum) из университета Копенгагена (Дания).

Гормон FGF21 известен биологам давно. Раньше ученые считали, что это вещество выделяется печенью во время обеда и помогает телу плавно менять уровень инсулина, подготавливая организм к притоку глюкозы и других веществ. Два года назад Гиллум и его коллеги, а также еще одна группа ученых параллельно обнаружили, что отключение гена, связанного с производством FGF21, приводило к крайне интересным последствиям в организме мышей и обезьян.

Животные, по словам Гиллума, превращались в настоящих сладкоежек и ели сладкую пищу фактически беспрерывно, даже если давно были сыты. Ввод гормона в тело этих мышей приводил к обратным последствиям — сладкое переставало интересовать их в принципе.

В своей новой работе датские биологи решили проверить, играет ли FGF21 аналогичную роль в организме человека, в чей рацион, в отличие от мышей, сладости попадают регулярно, или же подобная "способность" — уникальная черта животных. Для этого ученые проанализировали данные по диете почти 6,5 тысячи добровольцев, принимавших участие в проекте Inter99, и собрали пробы их ДНК для сравнения структуры FGF21.

Как оказалось, FGF21 действительно управляет тягой к сладкому и среди людей. Исследователям удалось выделить один вариант этого гена, rs838133, наличие двух копий которого в ДНК заметно повышало вероятность того, что человек был сладкоежкой.

Свои выводы ученые проверили в ходе необычного эксперимента. Они пригласили несколько "обычных" людей и сладкоежек пройти простейший тест на "силу воли" — съесть несколько столовых ложек сахара, а затем поголодать на протяжении 12 часов. Во время этой "голодовки" ученые периодически брали пробы крови и слюны у добровольцев, наблюдая за изменениями в уровне FGF21.

Как отмечают ученые, реакция на поедание сахара и у тех и у других людей была одинаковой — уровень FGF21 в их крови резко вырос, реагируя на приток калорий. Но, с другой стороны, концентрация FGF21 в крови людей, не любивших сладости, была заметно выше к концу эксперимента, чем у сладкоежек. Подобные различия могут объяснить, почему последние съедают больше сахара в уже сытом состоянии, чем люди, которым сладкое не нравится.

Что интересно, наличие этой мутации в FGF21 было сопряжено с двумя другими пороками — тягой к алкоголю и табаку. Как считают исследователи, это объясняется тем, что FGF21 и связанные с ним гормоны напрямую действуют на центр удовольствия в мозге человека и меняют его работу. Как именно функционирует эта связь, Гиллум и его коллеги планируют выяснить в ходе дальнейших, более масштабных опытов с добровольцами.

По информации сайта https:

06/11/2018

Российские врачи впервые пересадили ребенку одновременно легкие и печень

Признаки заболевания печени у женщин